|
Я – сэнсей
Воспоминания
Преподаватель мореходных наук – кто он: моряк, педагог, ученый? В своих воспоминаниях я использовал японское слово «сэнсей» – учитель, наставник. Человек своего времени, автор подчас терпел неудачи и ошибался, но всегда был верен призванию – передавать ученикам профессиональное мастерство и любовь к избранной специальности, любовь к морю, вносить посильный вклад в решение научных проблем, связанных с мореплаванием. Жизнь морского учебного заведения показана в воспоминаниях как бы «изнутри», с ее сложностями и конфликтами, столкновениями интересов и характеров.
Cправа – японский иероглиф «Сэнсей».
Текст воспоминаний размещен в двадцати четырех статьях сайта:
Вступление
Дальневосточное мореходное училище
Дальрыбвтуз (части 1 - 4)
КВИМУ (части 1 - 7)
Камчатский филиал Дальрыбвтуза (части 1 - 4)
ПКВИМУ
ПКВМУ
БГАРФ (части 1 - 6)
...Давно подмечено, что преподаватель подобен торговцу. Будь у него шикарный супермаркет или жалкая лавчонка, он хочет сбыть побольше своего товара да продать подороже.
Плата за товар – внимание студентов, курсантов или слушателей к преподносимым знаниям, живое участие в процессе их постижения, осмысление их необходимости в последующей деятельности.
Я торговал девиацией, навигацией, астрономией, да мало ли чем еще.
Я всегда старался подать свой товар лицом.
Я не испытываю ни тени самодовольства: многое следовало бы сделать лучше, нередко я бывал неправ, иногда проявлял неоправданную суетливость, порой был не в меру осторожен, где-то, может быть, покривил душой.
Что же, жизнь нельзя повторить с начала. Я сделал свое дело.
Пусть другие сделают его лучше меня.
Время от времени мне снится один и тот же страшный сон: прозвенел звонок, а я не знаю расписания. Ни номера аудитории, в которую я должен идти, ни темы занятия, ни даже названия дисциплины, которую я обязан вести. Во сне я отправляюсь к диспетчеру, в учебную часть, но то не могу дойти до нее, то дверь там оказывается запертой. Ощущение ужаса охватывает меня, я просыпаюсь с тяжелой головой, не сразу восстанавливая способность отличать сон от яви, и еще долго воспоминание о ночном кошмаре преследует меня.
Так, наверное, шахтеру снится рушащаяся крепь, моряку – вырастающее из тумана встречное судно, летчику – не реагирующий на его усилия руль высоты…
Так глубоко въелись в подсознание за сорок с лишним лет преподавательской работы профессиональные страхи. Иногда мне снится заведующий кафедрой, с которым я никак не могу найти общего языка, реже – ректор, точнее, не фигура ректора, а какие-то его неприятные мне распоряжения или высказанные мнения, и совсем редко – студенты и курсанты, из тысяч фамилий которых в памяти сохранились лишь немногие единицы.
...А иногда я читаю во сне лекции по тем дисциплинам, которые мне довелось вести в морских учебных заведениях, чаще там, где начинал преподавательскую деятельность – в средней мореходке, реже – в институтах и высших морских училищах (теперь они стали университетами и академиями). После такой лекции я просыпаюсь со сладостным ощущением возврата молодости, и какое-то время меня не оставляет тихая грусть.
| |