Проза Владимира Вейхмана
Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 05.12.2019, 17:36
Меню сайта
!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лямбда аш (окончание)

IX
 
Однажды летом мне предложили поработать девиатором в морском рыбном порту. Предполагался наплыв заявок в связи с выходом в промысловые экспедиции большого числа судов, а тут как раз один девиатор всерьез заболел, другой ушел надолго в отпуск. я был не против попрактиковаться во время своего отпуска, а заодно проверить некоторые свои разработки.
 
В редком словаре встретишь значение этого слова: «ДЕВИАТОР – должностное лицо (навигационной камеры морского порта – В.В.), отвечающее за проведение работ по определению и компенсации магнитной девиации компасов и радиодевиации радиопеленгаторов».
 
Девиаторы, как правило, это судоводители, иногда – окончившие специальные курсы. Вообще-то девиационные работы должен уметь выполнять любой судоводитель, но девиатор обладает лучшими профессиональными навыками в их выполнении, знает местные условия девиационного полигона, на котором происходит маневрирование при проведении работ, а, кроме того, некоторые работы выполняются на берегу, где есть необходимое оборудование, отсутствующее на судах.
 
Каким отдыхом для души была работа девиатора после многомесячного пребывания в душной, замкнутой аудитории! Прихватив портфель, в котором пара отверток, фигурный пеленгаторный ключ, ключ для нактоуза – всё из немагнитных материалов, инклинатор – прибор для уничтожения так называемой креновой девиации, поутру выходишь на разъездном катере или на самом обслуживаемом судне на зеркальную гладь Амурского залива. Небо безоблачно-голубое отражается в такой же голубой воде, в стороне неподалеку сонно покачиваются на легкой зыби лодки рыбаков. В прицеле пеленгатора на одну прямую с белой башенкой Токаревского маяка приходят одно за другим светлые пятнышки девиационных знаков, установленных на зеленом берегу Русского острова. Перемещаешь магниты вверх или вниз, добиваясь нужного отсчета, записываешь показания на пластмассовую пластиночку, а потом в рубке быстренько рассчитываешь таблицу девиации для каждого компаса. Третий помощник капитана повесит таблицу над штурманским столом, и ею будут пользоваться для расчета курсов по крайней мере полгода, а может быть, и больше.
 
По сохранившейся с незапамятных времен традиции, девиатора принято угощать – чашкой кофе или хорошим обедом. Частенько предлагают стопку-другую. вообще-то отказаться от подношений порой бывает очень трудно. Капитан одного небольшого сейнера прямо-таки насильно втиснул в мой девиаторский портфель полдюжины свежих камбал из его последнего улова. Так и вез я этих остро пахнущих иодом рыбин через весь город.
 
Как-то старший девиатор Серафим Петрович предложил мне и работающему вместе со мною стажеру Саше отправиться с ним на очередное судно. «Что же, – подумал я, – наверное, это какая-нибудь крупная плавбаза, Петровичу нужна помощь». Мы с Сашей немало удивились, когда Серафим Петрович подвел нас к ошвартованному у причала небольшому буксирному катеру, который принадлежал расположенному неподалеку от города рыбокомбинату. Капитан Беленький был старым знакомым нашего предводителя, и они не без удовольствия предались каким-то общим воспоминаниям. Впрочем, разговоры – разговорами, а дело – делом. Серафим Петрович не стал выводить катер на девиационный полигон, решил «прокрутить девиацию» прямо в проливе Босфор Восточный, в районе якорных стоянок судов, ожидавших подхода к причалам, используя заветные, ему ведомые ориентиры. Сам Серафим Петрович встал к главному компасу, находящемуся на верхнем мостике, я – к путевому в рулевой рубке, а Саша записывал отсчеты и тут же вычислял таблицу девиации. По правде говоря, вся эта работа и одному стажеру была бы необременительна.
 
Недоумение мое рассеялось, когда после окончания показательного девиаторского действа Беленький пригласил нас пообедать, извинившись, что на его буксире нет не то что кают-компании, но даже маломальской столовой команды. «Так что уж присаживайтесь на банкетки прямо на кормовой палубе, Семеновна вас угостит».
 
Семеновна, мощная женщина лет пятидесяти, которой очень нравилась роль гостеприимной хозяйки, без натуги поднесла двадцатилитровую алюминиевую кастрюлю, нагруженную роскошными, в оранжево-розовых панцирях ножками отборных крабов. Серафим Петрович подал пример. Вскрывая ножиками панцирный покров, мы извлекали из него нежное мясо, вытаскивали из крабьих мышц и выбрасывали длинные ости и со смаком поглощали эту деликатесную пищу. «Кушайте, кушайте, – подбодряла Семеновна, – я еще принесу». И действительно, возле входа в камбуз уже стоял эмалированный таз, наполненный только что сваренными крабовыми лапами…
 
Но это, как говорится, был час потехи, а время было отдано делу. Суда, большие и маленькие, неповоротливые плавбазы и юркие сейнеры, работяги-траулеры и интеллигентные транспорта сменялись одно за другим. Иногда приходилось прямо на девиационном полигоне переходить с одного судна на другое.
 
Если какое-то из судов запоминалось, то разве что по какому-нибудь необычному обстоятельству. Например, на одном из транспортных рефрижераторов был установлен компас иностранной фирмы, который девиаторы между собой называли «дырочным». Чаще всего у компасов магниты, с помощью которых уничтожается девиация, закрепляются в каретках, которые могут плавно перемещаться вверх и вниз по трубе девиационного прибора. А у «дырочного» компаса магниты вкладываются в отверстия, просверленные на вертикальных планках. Поэтому для точного уничтожения девиации приходилось вставлять магниты в отверстия и вытаскивать из них, подбирая наиболее подходящее их сочетание, причем делать это, наподобие фокусника-престидижитатора, быстро, пока судно подходит к линии створа и пересекает ее.
 
В другом случае на транспорте, направлявшемся в рейс на Чукотку, на главном компасе настолько проржавели закрепленные под котелком компаса железные пластины, что они отвалились, едва я к ним прикоснулся. капитан умолял пренебречь этой «мелочью» и поскорее дать ему какую-нибудь таблицу девиации. К сожалению, он не представлял себе последствия произошедшего: отсутствие этих пластин при плавании в высокие широты грозит неконтролируемым изменением девиации, что, конечно, недопустимо.
 
Пришлось отложить выход судна в рейс до того времени, пока не будут выполнены специальные наблюдения в навигационной камере для подбора новых пластин. Были и иные казусы. приступая к своей работе на одном сейнере, на борт которого я перешел с другого судна прямо на девиационном полигоне, я обнаружил, что картушка компаса… не вращается. Оказалось, что шпилька, на которой должна вращаться картушка, насквозь проткнула топку – подпятник в центре картушки, и картушка была насажена на шпильку, как утка на шомпол у барона Мюнхгаузена. По-видимому, штурман или матрос, который нес ящик с котелком компаса из ремонта в навигационной камере, по какой-то неизвестной причине уронил его, и вот теперь снова нужно отдавать котелок в ремонт.
 
X
Хотя магнитный компас до сих дней остается непременной принадлежностью всякого морского судна, его значение, конечно, чрезвычайно снизилось по сравнению с временами Христофора Колумба, о которых говорили: «Компас – инструментик маленький, но благодаря ему была открыта Америка».
 
Магнитный компас остается непременной принадлежностью всякого морского судна
 
Я не выбирал девиацию – девиация выбрала меня, в общем-то, благодаря случайному стечению обстоятельств. Так получилось, что значительную часть своей жизни я отдал этой, довольно узкой сфере деятельности. Жалеть ли мне об этом?
 
Память снова фокусирует на мне взгляды тысяч пар глаз, следящих за анализом уравнений Пуассона или обоснованием способа Эри. Это я передал штурману, который прокладывает на карте курс судна и исправляет его поправкой на девиацию, эстафету, идущую от Смита и Белавенца, Колонга и Рыбалтовского, Лескова и Кожухова.
 
Когда траулер снимался с промысла в Тихом океане, чтобы следовать в родной порт, обнаружилось, что неизвестна ни поправка гирокомпаса, ни девиация магнитного компаса, а сплошная облачность не позволяла определить их значения. Понимание закономерностей изменения девиации позволило мне предложить способ определения этих величин, который я тут же применил. Примерно через сутки погода улучшилась, удалось получить их значения по небесным светилам. Величины, рассчитанные мною ранее, в точности совпали с ними.
 
На транспортном рефрижераторе при качке было невозможно использовать магнитный компас, так как его картушка «ходила» вправо и влево с размахом в два десятка градусов. Ничего не удалось достичь классическими методами. Я обратился к теории девиации и, проанализировав на ее основе ситуацию, выработал порядок действий, следуя которому, через пару минут «успокоил» картушку.
 
«Лямбда аш»  – так называется в теории девиации сила, которая стремится направить компасную стрелку на север. Чем больше «лямбда аш», тем надежнее работает компас, тем лучше он противостоит воздействию вредных сил, стремящихся отклонить компас от меридиана, создающих девиацию. Действие этого постулата распространяется далеко за рамки магнитно-компасного дела.
 
В жизни каждого человека должен быть свой направляющий вектор, своя «лямбда аш». Чем больше его величина, тем увереннее противостояние всяким вредным воздействиям, тем меньше жизненный путь подвержен девиациям – отклонениям от правильной линии, от должного направления.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Сайт создан в системе uCoz