Проза Владимира Вейхмана
Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 17.10.2019, 13:23
Меню сайта
!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Черный прилив

За Концом света

«13 ноября 2002 г. Нагруженный нефтью танкер тонет у берегов Испании. Судно попало в беду мористее мыса Финистерре, крайнего западного мыса материковой части Испании». 

Мыс Финистерре – «конец света»… Название какое-то мрачноватое. Для мореплавателей древности этим мысом заканчивалась Ойкумена – обитаемое пространство Земли, за ним простирались недружелюбные дали, уйдя в которые, уже невозможно было возвратиться…

«Танкер "Престиж” сообщил по радио испанским властям, что он тонет в 48 км от побережья Испании - изобилующей скалистыми рифами береговой линии автономной области Галисия, одного из испанских наиболее отдаленных и живописных районов».

Галисия – край рыбаков и сборщиков моллюсков. это около трех  миллионов человек, не менее трети из которых кормит море и которые кормят продуктами моря Испанию – и не только ее. Устрицы и лангусты, мидии и осьминоги, восемьдесят шесть видов рыб, одиннадцать видов акул, дельфины, тюлени, морские черепахи, богатейшая колония кораллов – вот что такое прибрежные воды Галисии. Здесь обитают чайки и бакланы, гагары  и кайры, на зиму в этот край прилетают перелетные птицы.

Галисия – край туризма и отдыха на море. Многие тысячи людей приезжают сюда со всех концов Европы, чтобы полюбоваться бушующим прибоем, принесшим свои пенные валы через всю Атлантику, чтобы в тихую погоду поваляться на песке просторных пляжей под нежарким солнцем, так милостливого к немолодым и не очень здоровым людям.

Что сулят Галисии эти тревожные сообщения?

 

Под «удобным» флагом

 

 «В трюмах танкера находится 77 тысяч тонн нефти. Танкер ходит под флагом Багамских островов».

почему судно, принадлежащее греческому судовладельцу, плавает под флагом маленького островного государства, расположенного далеко от Греции?

Флаг судна означает его национальность, то есть подчиненность законам государства, символом которого является этот флаг. Судно получает право на флаг, когда оно зарегистрировано в судовом реестре этого государства. государство флага судна должно обеспечивать, чтобы судно под его флагом отвечало признанным международным нормам и стандартам.

В морском судоходстве прочно укоренилось понятие «удобного» флага. Это флаг страны, которая за умеренную плату заносит в свой реестр суда, принадлежащие собственникам из любых стран. В государствах «удобного» флага установлены невысокие налоги, не развито или отсутствует вообще трудовое законодательство. «Удобный» флаг удобен государству, которое его предоставляет: оно без больших затруднений получает доход в виде платы за регистрацию и иные услуги. Для судовладельцев основной довод в пользу перевода судов под «удобный» флаг возможность избегать высокого налогообложения, принятого на родине. Члены экипажа могут иметь любую национальность, и это позволяет судовладельцам нанимать дешевую и непритязательную рабочую силу, не связывая себя трудовыми соглашениями с моряками.

Нередко свидетельство о праве  плавания под «удобным» флагом выписывается даже не в самом этом государстве, а в какой-нибудь конторе, скромно приютившейся в часто посещаемом судами портовом городе иного государства. Прямо как «парагвайские» браки в Израиле, для заключения которых не надо ездить в Парагвай, а достаточно уплатить некую сумму в представительстве этой страны и через небольшое время получить соответствующий документ.

Резкое увеличение числа стран «удобного» флага (они предпочитают именовать себя странами открытого реестра) привело к появлению новых форм конкуренции между ними в борьбе за доходы от регистрации судов. С одной стороны, это снижение платы за регистрацию судна и упрощение процедуры регистрации. Чтобы привлечь судовладельцев к переводу их судов в открытый реестр, власти государства флага обещают предоставлять таможенные льготы, эффективные банковские, юридические и бухгалтерские услуги, возможность безотлагательно связаться по любому вопросу с местом регистрации судна.

С другой стороны, чтобы привлечь под свой флаг флот солидных судовладельцев, которые заинтересованы в поддержании высокого престижа своих судоходных компаний, страны открытых реестров стремятся придать им благопристойный вид. крупному судовладельцу сложно скрыться за «удобным» флагом, да и страховые общества, без участия которых не обходится ни одна серьезная судоходная компания, требуют полной прозрачности от страхователя.

Поэтому государство флага заявляет о своем участии во всех международных морских конвенциях, обещая обеспечивать соблюдение всех требований безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения. Ряд государств «удобного» флага информирует о наличии коллективных соглашений между профсоюзами и судовладельцами как о свидетельстве своей добропорядочности.

Багамские острова – одно из наиболее популярных в мировом судоходстве государств «удобного» флага, наряду с Либерией, Панамой, Кипром. А чего стоят «удобные» флаги таких государств, которые не только трудно отыскать на географической карте, но даже о самом существовании которых мало кто знает: Тувалу, Белиз, Вануату, Каймановы острова?.. Трудно даже вообразить, каким образом власти этих самых островов контролируют выполнение требований безопасности плавания и предотвращения загрязнения на судах под их флагом.

На судах под «удобными» флагами обычны плохие условия жизни на борту, недостаток отдыха у моряков, низкий уровень их медицинского обслуживания и соблюдения требований безопасности труда. В экипажах нередко возникают проблемы в общении разноязычных моряков. Все это приводит к высокому уровню аварийности и травматизма на таких судах. Ведущий британский специалист по проблемам защиты морской среды от загрязнения лорд Дональдсон определяет систему «удобных» флагов как «государства, которые не могут или не хотят контролировать безопасность своих судов» и призывал уничтожить ее. Вопрос этот неоднократно поднимался в ИМО – Международной морской организации, но встретил ожесточенное сопротивление владельцев крупнейших судоходных компаний, которым использование «удобных» флагов чрезвычайно выгодно. Результат – воз и ныне там…

Сколько еще танкеров, сухогрузов, контейнеровозов бродит по миру под багамским, белизским, тувалийским (или тувалузским?) флагом, угрожая столкновениями, гибелью людей, утратой перевозимых грузов, отравлением океана и атмосферы?..

 

Отравители океана

 

Но вернемся к терпящему бедствие танкеру.

Выясняется, что «Престиж» – 1976 года постройки; его длина – почти четверть километра – 243 метра, и ширина солидная – 34 метра. Его экипаж состоит из 27 человек – филиппинцы, румыны; капитан судна Мангурас – грек.

Танкер, осевший на правый борт, свободно дрейфует, а за ним тянется маслянистая лента. Она не вытянута в линию, а лежит прихотливыми изгибами, отмечающими изменение направления ветра.

Спасательный вертолет обнаружил следы нефти вокруг танкера, означающие, что некоторое количество нефти было разлито».

«Нефтяное пятно длиной в 20 морских миль (морская миля равна 1852 метрам) и шириной в 200 метров, появившееся на воде после аварии танкера "Престиж”, движется в сторону берегов Галисии».

«из танкера вытекло около 2 тысяч тонн нефти. Местные спасательные службы принимают все меры, чтобы не допустить экологической катастрофы на северо-западном побережье Испании, как уже не раз происходило раньше в подобных случаях».

За дрейфующим танкером тянется маслянистая лента

загрязнение – это продукт деятельности человека, вследствие которой в морскую среду попадают вещества, способные нанести ущерб живым ресурсам, создать опасность для жизни и здоровья людей. Одним из таких веществ является нефть – во всех ее видах: сырая нефть – природная смесь различных углеводородов с примесями кислотных, сернистых и азотистых соединений; тяжелое нефтяное топливо – мазут, моторное топливо; масла; дизельное топливо, керосин, бензин, топливо для реактивных двигателей и другие нефтепродукты. К загрязнению моря нефтью приводят ее сбросы с судов – эксплуатационные и аварийные. Эксплуатационные сбросы – это удаление за борт вод, содержащих незначительное количество нефти, попавшей туда в результате ремонтных работ в машинном отделении, мойки танков – резервуаров, использующихся для перевозки нефтесодержащих грузов или судового топлива, и тому подобное. Комплекс правовых, организационных и технических мер призван обеспечивать такой характер эксплуатационных сбросов, чтобы водной среде причинялся минимальный, практически неощутимый ущерб.

В отличие от этого, аварийные сбросы, как говорит само их название, являются результатом непреднамеренных утечек и разливов нефти, которые происходят при неправильной эксплуатации или неисправности оборудования, а также при авариях судов и кораблекрушениях. Главная опасность аварийных сбросов заключается в том, что они чаще всего носят залповый характер, при котором на сравнительно небольшой площади водной поверхности и за небольшое время разливается большое, иногда просто огромное количество нефти, что приносит катастрофический ущерб окружающей среде.

История мореплавания последних десятилетий знает множество региональных экологических катастроф, вызванных авариями нефтяных танкеров.

Вот лишь некоторые из них.

март 1967 года. У побережья британского полуострова Корнуолл  сел на мель танкер «Торри каньон» под флагом Либерии. В море вылилось 117 тысяч тонн сырой нефти.

декабрь 1972 года. В результате столкновения бразильского танкера «Хорта Барбоса» и южнокорейского танкера «Си Стар» вблизи берегов Омана в море вылилось 116 тысяч тонн сырой нефти.

март 1978 года. супертанкер «Амоко Кадис» в шторм сел на мель на подходе к Ла-Маншу, у побережья Бретани, неподалеку от французского порта Бордо. В море оказалось 223 000 тонн сырой нефти; на поверхности воды образовалось самое большое в истории судоходства нефтяное пятно площадью свыше 2 тысяч квадратных километров. нефтепродуктами были загрязнены сотни километров побережья Франции, пляжи Англии. Погибли сотни тысяч птиц и морских животных, огромное количество рыбы. ущерб оценивается суммой свыше 2 миллиардов долларов.

июль 1979 года. Танкер "Атлантик Эмрпис” (Греция) столкнулся с "Иджиен кэптин” (Либерия) недалеко от острова Тобаго в Карибском море.  Пробоины получили оба судна; в море вылилось 275 тысяч тонн нефти.

март 1989 года. супертанкер «Экссон Валдиз» (США) получил пробоину у побережья Аляски. Авария нанесла огромный урон природному морскому заповеднику у берегов полуострова Аляска. в прибрежные воды вылилось более 40 тысяч тонн сырой нефти. Нефтяное пятно разлилось на 2 тысячи квадратных километров. отвратительная черная масса покрыла береговую линию длиной 1500 миль. корпорация «Экссон» потеряла пять миллиардов долларов, затраченных на ликвидацию разлива, выплату штрафов и компенсаций за ущерб окружающей среде.

декабрь 1989 года. У побережья Марокко на иранском танкере «Харг-5» произошел взрыв и пожар с последующим разливом сырой нефти. В море вылилось около 70 тысяч тонн нефти.

декабрь 1992 года. Греческий танкер "Иджиен Си” выбросило на берег неподалеку от Ла-Коруньи (Испания). В воду вылилось 78 тысяч тонн нефти.

январь 1993 года. Танкер «Браер» под флагом Либерии был выброшен штормом на берег в заливе Квендал, Шетландские острова (Великобритания). в море вылилось 81 тыс. тонн сырой нефти. Только сильный шторм и самоотверженные действия спасателей предотвратили катастрофу.

февраль 1996 года. танкер «Си Эмприс» выбросило на скалы у побережья Уэльса (Великобритания). в море разлились 40 тысяч тонн нефти (по другим данным - более 72 тысяч тонн).

декабрь 1999 года. К северу от побережья Бретани (Франция) частично затонул, а затем раскололся танкер «Эрика» под флагом Мальты. В море попало примерно 25 тысяч тонн нефтепродуктов.

Загрязнение губительно для рыболовства. снижается привлекательность моря в качестве места отдыха, вымирают пляжи, разрушается индустрия туризма. Ликвидация последствий загрязнения требует привлечения огромных материальных и финансовых ресурсов, затрат человеческого труда.

Авария нефтяного танкера с последующим разливом нефти способна привести к экологической катастрофе, вызывающей, как правило, массовую гибель обитателей моря. Погибают многие тысячи испачканных нефтью птиц и морских животных. Слой нефти на поверхности препятствует проникновению через него солнечной энергии и замедляет обновление кислорода в воде, что нарушает биологическое равновесие, препятствует размножению водорослей и планктона – важнейшего звена экосистемы океана. На нефтяных комочках, остающихся в воде после испарения легких компонентов нефти, поселяются болезнетворные бактерии, которые отравляют обитателей океана. Десятки лет могут потребоваться на восстановление сложившихся биоценозов.

Загрязнение моря нефтью нарушает способность водных масс к самоочищению. Нефтяная планка, образующаяся на поверхности воды, препятствует испарению воды. Нарушение естественного обмена влагой, теплом и газообмена между атмосферой и океаном влияет на формирование климата, образование осадков и сохранение кислородного баланса, то есть на условия существования жизни на Земле.

 

Кажется, никто не знает, что делать

 

широкая трещина появилась в правом борту танкера во время сильного шторма. Она прошла примерно посредине длины судна; ее ширина первоначально оценивалась в 10 метров, затем в 20, затем еще больше… Вода хлынула в пустые балластные танки через разломанный борт и разрушившийся участок верхней палубы, а более легкая нефть выливалась из резервуаров наружу, и танкер стал все больше оседать на правый борт. Вскоре судно получило крен на правый борт до 25 градусов. Чтобы выровнять судно, было принято решение заполнить свободные емкости левого борта, но это не помогло. Из танков уже вылилось около трех тысяч тонн нефти.

Капитан, конечно, не надеялся заделать огромную пробоину своими силами, но полагал, что судно еще может удерживаться на плаву и даже двигаться своим ходом до ближайшего порта-убежища. Однако Испания не разрешила аварийному танкеру заход в свои порты. правительство Португалии также официально наложило запрет на возможный вход в один из своих портов танкера, терпящего бедствие,  поскольку его приближение к берегу может вызвать экологическую катастрофу.

корреспондент Би-Би-Си в Испании передает: «сейчас, кажется, никто не знает, что делать с поврежденным  танкером. Эксперты не исключают, что танкер может попросту переломиться, и тогда в море попадет весь его груз - около 70 тысяч тонн нефти». Экологи надеются, что находящийся на судне груз будет перекачан на другие суда, чтобы избежать экологической катастрофы, но синоптики утверждают, что штормовая погода, которая продержится еще несколько дней, не позволит этого сделать. Тогда, считают экологи, танкер следует подвергнуть бомбардировке и сжечь, прежде чем он затонет: «Лучше загрязнить атмосферу, чем затопить танкер и разрушить океанское дно, а загрязнение будет распространяться в сторону берега годами».

правительство Испании тоже рассматривает план по уничтожению потерпевшего крушение у берегов страны танкера при помощи военных самолетов. Однако от этой мысли отказались, так как не было никакой уверенности в том, что весь груз будет уничтожен огнем.

специалисты по спасательным операциям рекомендовали завести танкер в ближайшую бухту и там перекачать с него нефть: даже если танкер разломится в бухте, нефть загрязнит лишь замкнутый и сравнительно небольшой участок побережья.

Но испанские власти принимают иное решение. Их больше всего беспокоит, что погибающий танкер разобьется о скалы Галиции, что принесет непоправимый ущерб индустрии туризма и рыболовства, и они принимают решение отвести его как можно дальше от испанских берегов. Мировая общественность считает, что такое решение продиктовано  «не деловыми, а чисто политическими  мотивами».

два испанских буксира пытаются отбуксировать танкер на 120 миль от берега, где предполагается предпринять  попытку перекачать его содержимое на другие суда.

 

Обреченный на смерть

 

Уже четыре спасательных судна направлены в район бедствия. волны высотой от 5 до 6 метров и ветер, скорость которого превышает 25 метров в секунду, делают эту задачу – отвести терпящий бедствие нефтяной танкер подальше от берегов Испании – очень сложной. Крен увеличивался. Судно было обречено. Нужно было спасать экипаж

Испанская спасательная служба, несмотря на очень крепкий ветер, направила в район бедствия два вертолета. С большим трудом удалось снять семь членов экипажа и доставить их на берег. Затем были сняты с борта еще 17 моряков. капитан Мангурас со своим старшим помощником и старшим механиком отказались эвакуироваться и остались на судне. Пробоина продолжает увеличиваться.

«Престиж» буксируется к югу, в сторону африканских вод. Поступают сообщения:

«Нефть разлилась вдоль побережья, образовав пятно размерами  11 на 8 километров. Несколько более мелких  нефтяных пятен также замечены недалеко от побережья»;

«Сильные волны не позволяют заделать огромную 30-метровую пробоину в главном резервуаре танкера. Под угрозой загрязнения более сорока километров береговой линии»;

«Часть нефти, вылившейся из танкера, уже достигла испанского побережья и причинила большой ущерб окружающей среде»;

«Из танкера вылилось 5 тысяч тонн топлива»;

«Сохраняется угроза того, что танкер "Престиж” может развалиться на части, что приведет к экологической катастрофе невиданных масштабов».

 «Дело в том, – отмечает британская "Таймс”, – что в трюмах "Престижа” находился в основном мазут. Во-первых, это самый токсичный из всех нефтепродуктов, и, во-вторых, его распространение практически невозможно контролировать. При попадании в воду мазутные пятна образуют плотную эмульсию, объем которой со временем резко увеличивается. Нет надежд и на то, что океан постепенно самоочистится – мазут не испаряется, как нефть».

 

что же это такое – мазут?

 

Большой энциклопедический словарь: «Мазут (тюрк.), густая жидкость темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций. Плотн. 0,89-1,00 г/см3... Применяют как жидкое котельное топливо, для произ-ва моторных топлив и смазочных масел, битумов, кокса».

Топливный мазут, который перевозил «Престиж», обладает наибольшей вязкостью и максимальной плотностью по сравнению с другими его видами.

Да-а, приятного мало… Вот еще: «Мазут – наиболее тяжелый и загрязняющий нефтепродукт, получающийся при переработке сырой нефти»: «При разливе в море мазут обычно быстро тонет из-за своей плотности»… Быстро-то быстро, но не сразу. И собирать его с поверхности воды трудно, а со дна морского и вовсе не достать. А на берегу он создает ядовитую густую, тяжелую и вязкую массу, для сбора и удаления которой только что и годятся лопаты да ведра.

Трудяги-буксиры впятером стремятся оттащить несчастный танкер подальше в океан, а трещина все растет и растет. судно накренилось уже на 50 градусов. Кажется, что оно готовится сложиться вдвое, опускаясь посредине и задирая нос и корму. Погода по-прежнему плохая. Весь мир ждет трагической развязки. И вот она наступила.

 

Катастрофа

 

19 ноября около 8 часов утра по местному времени судно разломилось на две почти равные части.

экологи из Гринпис еще не могут поверить в необратимость происшедшего: «Мы надеемся, что две части танкера могут быть удержаны на плаву для того, чтобы откачать топливо, потому что если они утонут, это будет бомба замедленного действия на морском дне. Мы сказали, что им необходимо откачать топливо, чтобы избежать экологической катастрофы огромных размеров». Но представитель голландской компании, приглашенной для спасения судна, не оставляет места иллюзиям: «Оно затонет. Мы оставили судно, потому что оно долго не протянет».

Противоестественное зрелище - корабль, тонущий с середины

Моряки с буксиров-спасателей с болезненным любопытством наблюдали за противоестественным зрелищем – кораблем, тонущим с середины. Кормовая часть судна утонула во вторник в полдень. Она круто задралась вверх и пошла под воду вперед надстройкой с ходовым мостиком. Передняя еще оставалась на плаву, но погружалась все ниже и ниже. Носовая часть разломившегося танкера ушла под воду некрасиво, почти горизонтально, с торчащими над уже покрытой морем палубой грузовыми колонками. Она затонула в 16 часов 15 минут. «Престиж» ушел на дно в 137 милях от северо-западного побережья Галисии, глубина составляет там 3,6 километра.

К моменту гибе­ли танкера в море вылилось около 5 тысяч тонн мазута и дизельного топли­ва, используемого для работы двигате­лей танкера, при­мер­­но столько же вылилось, когда тан­кер раскололся на две части. В районе катастрофы образовались два гигантских нефтя­ных пятна, площадь которых составляет более 100 квадратных километров.

Волны выбрасывают на берег все новые и новые порции мазута, и, сколько видит глаз, на все побережье ложится полоса ядовитого черно-бурого цвета, охватывая все большее пространство от линии прибоя. В бухточках на поверхности слоя вязкой черной жижи мазут сбивается в комки, как будто выступают пузыри сыпи заразной болезни. Черный прибой безобразно контрастирует с зелеными кустарниками прибрежья. С ленивым равнодушием мазутный покров колышется у парапетов набережных рыбацких поселков.

Обкатанные морем светлые камни-голыши обмазаны беспросветно черной скользкой краской. В распадках между камнями нефть образует озерца, и все это напоминает пейзаж из фильма-антиутопии, живописующего конец жизни на Земле после какого-нибудь космического катаклизма.

Рыбы обволакиваются нефтью и погибают от удушья. Морские птицы – гагары, чайки, кайры, бакланы – топчутся на окатышах. Им холодно, их грудь, шея, крылья покрыты нефтью, ядовитая гадость проникает внутрь организма, когда они пытаются клювом почистить перышки. Ничего не понимая, они смотрят на ставшую им чуждой родную стихию тоскливо, словно предчувствуя неминуемую гибель. Птицы безропотно даются в руки энтузиастам, которые стараются отчистить оперение от нефти, пипетками закапывают в глазки-бусинки спасительный раствор. Но только немногим сотням из тысяч погибающих птиц удается оказать помощь.

Нанесен непоправимый ущерб одному из богатейших  рыбодобывающих регионов страны. Загажены уникальные места сбора устриц, мидий, ловли осьминогов и крабов.

Добровольцы, мужчины и женщины в резиновых сапогах и защитных костюмах, проваливаясь в мазутную грязь по щиколотку, лопатами собирают в ведра и мешки липкую массу. Бригады отличаются друг от друга цветом выданных им костюмов – у одной они белые, у другой – зеленые, у третьей – оранжевые или желтые. В долгополых плащах, в капюшонах, глубоко надвинутых на головы, в намордниках респираторов, сборщики нефти похожи на монахов какого-то тайного ордена, выполняющих погребальный обряд.

К продолжению

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Сайт создан в системе uCoz