"...Я в поэзии участвовал..." (окончание)
* * *
Существовала добрая традиция – называть новые исследовательские морские суда именами выдающихся деятелей науки. Не то чтоб эта традиция была теперь забыта, а просто состав научно-исследовательского флота не пополняется новыми судами. Так и не появился НИС «Лев Хитров».
Ну что же, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Пусть сохраняют память о замечательных ученых те суда, на которых они ходили в дальние экспедиционные рейсы, где делали вошедшие в анналы истории научные открытия. Такие суда, как НИС «Академик Борис Петров».
Однако на просторах всемирной сети я наткнулся на письмо капитана от 1 января 2010 г., адресованное руководству института, которое обрисовывает совсем иную картину.
«НИС "Академик Борис Петров" находится под арестом в порту Мумбай, Индия.
Во время ремонта... украдены и проданы запасной якорь, парадный трап левого борта, радиопередатчики "Бриг" и "Корвет"... На мостике нет даже радиолокатора... Техническое состояние судна ужасное! Достаточно только назвать гребной вал, топливные танки, балластные танки, фановую систему, кондиционеры, уничтоженные геологические лебёдки на баке и на корме, сгнившие палубные перекрытия...
Не работает кормовая гидравлическая глубоководная лебёдка, а в составе экипажа нет специалиста по гидравлике...
Уровень зарплаты такой, что хорошие специалисты не желают работать на нашем судне – идут те, кого уже нигде не берут – алкоголики, наркоманы, воры, или пенсионеры, которым деваться некуда...
Экипажу не перечисляется аванс и есть неофициальные угрозы воровства и продажи судового имущества и топлива – местный мафиози Абдула постоянно предлагает ночью воровать топливо и сразу выплачивать наличные в долларах. Некоторые члены экипажа... настоятельно советуют и даже требуют именно так решать финансовые вопросы... Абдула, получив от кого-то номер телефона, звонит каждый день, объясняет, что раньше все капитаны именно так и решали свои финансовые проблемы, что моряки с НИС "Академик Борис Петров" постоянно продавали в городе инструмент, подшипники, запчасти, судовое имущество...
Надеемся на Ваше понимание и помощь», – обращается к руководству ГЕОХИ капитан.
К письму капитана приложены фотографии, на которые страшно смотреть.
Съеденные ржавчиной борта, трапы, крышки люков, трубопроводы и фланцевые соединения.
Следы от выдранной с мясом не то научной, не то навигационной аппаратуры.
А вот и само судно, завалившееся набок, со стертым наполовину названием на его борту...
Бесхозность и разруха.
Вот отклик одного из читателей на письмо капитана (июнь 2011 г.):
«Тиковая палуба сгнила... Гидравлические лебедки доведены до такого состояния, что при разборке механизмы поставить назад не было возможным, они просто рассыпались. Остались только корпуса. Их в срочном порядке загрузили на судно в качестве нерабочего металла – хлама, лежащего до сих пор в трюмах судна».
Другой отклик (апрель 2012 г.):
«Боже мой... была на "Петрове" в 1984 году, и в 1987– в Калининграде... Шикарное по тем временам было судно, набитое техникой – и научной, и бытовой (одни "Розетты" чего стоили и многопозиционный эхолот).
Как хорошо, что Хитров умер, и другие начальники экспедиций научных – тоже... не дожили до позора такого...».
Что может быть страшнее такого позорища: «Как хорошо, что Хитров умер»?!
Вот, наконец, слабенький лучик света в этой кошмарной безнадёге:
«10 декабря 2012 г. Высокий суд Мумбаи снял арест с российского научно-исследовательского судна "Академик Борис Петров", оно уже покинуло гавань порта в Мумбаи и направляется на ремонтную базу».
И еще – проблеск надежды.
«Сегодня (9 января 2013 г.) НИС "Академик Борис Петров" благополучно завершил переход из порта Мумбай (Индия) в порт Тянь-Зинь (Китай) для проведения там планового капитального ремонта».
Пока мы молоды, мы думаем, что наши друзья будут жить вечно – как, впрочем, и мы сами. Что с того, что мы двадцать (тридцать, сорок...) лет не виделись? Еще все впереди, еще успеем повстречаться и вспомнить былое, ведь мы храним верность идеалам нашей молодости, вот как-нибудь потом... И только через годы внезапно осознаем, что это «потом» уже никогда не состоится...
|