Проза Владимира Вейхмана
Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 05.12.2019, 18:57
Меню сайта
!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Черный прилив (окончание)

Хроника событий

 

Приходящие день за днем сообщения средств массовой информации напоминают сводки с театра военных действий.

 «Нефтепродукты из затонувшего танкера "Престиж” уже загрязнили более 400 километров побережья Галисии. на северо-западном побережье Испании на сегодняшний день собрано 900 тонн нефтепродуктов, вылившихся из резервуаров затонувшего танкера».

«Масштабы катастрофы растут. Пятно нефти, вытекающей из "Престижа”, превысило площадь в 600 квадратных километров. Гибнут мигрирующие птицы, которые привыкли останавливаться в этих водах, крабы, моллюски, рыба, прикормленная рыбаками.

волной мазута накрыло небольшой город в округе Муксия. Горючая смесь растекается по улицам, включая центральную площадь. Местные жители ходят по колено в мазуте, из-за едкого запаха люди вынуждены носить респираторы.

Для обследования затонувшего танкера к месту его гибели направляется французский батискаф "Наутиль”. Уникальный восьмиметровый аппарат с экипажем из трех человек должен совершить серию погружений к "Престижу” и определить, продолжается ли утечка нефти из резервуаров танкера».

 «до берегов Галисии вот-вот может добраться пятно, содержащее свыше 9 тысяч тонн нефти. все спасательные суда, работающие в районе катастрофы, пытаются помешать его приближению».

«огромное нефтяное пятно, длина которого может достигать 50 километров, достигло берегов Испании.

над ликвидацией последствий крушения танкера трудятся около семи судов, приспособленных для уборки нефти с поверхности воды. За последние несколько дней им удалось собрать около пяти тысяч тонн нефтепродуктов».

«Французское судно с батискафом "Наутиль” на борту вышло к месту крушения танкера. Однако сейчас в районе бушует шторм, и французские подводники пока не могут начать свою операцию.

океанские течения и сильный ветер принесли к берегам Галисии новое нефтяное пятно, которое содержит около 11 тысяч тонн нефтепродуктов. Это вдвое больше того, что уже обрушилось на Галисию в первые дни после катастрофы. нефть первой волны, покрывшая ранее берега  Галисии, частично собрана. Но на местах, которые были тогда загрязнены, теперь снова оседает нефть.

По оценкам экспертов, всего в море вылилось около 16 тысяч тонн нефти. Однако представители Гринпис утверждают, что в воде оказалось более 30 тысяч тонн нефтепродуктов, которые сочатся не только из поврежденных танков, но и из топливных резервуаров самого судна».

«Пятна второй волны нефти с затонувшего танкера "Престиж” достигли самой богатой моллюсками и рыбой зоны в Европе. в районе сейчас находятся три судна-нефтесборщика, 15 рыболовных сейнеров и более 150 рыбачьих лодок. им еще удается сдержать проникновение тяжелых нефтепродуктов, однако специалисты считают, что оно неизбежно, так как силы неравные, а ветер прибивает к берегу все новые пятна нефти».

«Нефтяное пятно, образовавшееся в результате крушения танкера "Престиж”, угрожает побережью Португалии. Ветры, дующие с севера и северо-востока, могут пригнать "черный прилив” к берегам Португалии уже в ближайшие часы».

«батискаф "Наутиль”, совершивший погружение к затонувшему танкеру, обнаружил, что его носовая часть сильно деформирована и из нее вытекают четыре небольшие струи тяжелых нефтепродуктов, которые поднимаются на поверхность моря. Кормовая часть судна еще не обследована и неизвестно, что там происходит.

всего после катастрофы "Престижа” из него за неделю вытекло около 20  тысяч тонн нефти, которая двумя волнами накрыла и продолжает накрывать побережье Галисии».

«Французские подводники, обследующие судно с помощью батискафа, зафиксировали в носовой части "Престижа” утечку мазута, который сочится из трещин в корпусе. при температуре в 2,5 градуса мазут не затвердевает и продолжает оставаться легче воды. Он загустел не настолько, чтобы это мешало ему просачиваться сквозь щели в корпусе затонувшего судна».

 «"Черный прилив” после кораблекрушения танкера "Престиж” у берегов Испании может стать одной из худших экологических катастроф в истории. из носовой и кормовой части танкера не только вытекает нефть, но на них также имеются серьезные повреждения, которые могут привести к тому, что стенки резервуаров с оставшейся на судне нефтью не выдержат давления

воды на глубине 3,6 километра. В таком случае на поверхность моря выльются от 40 до 60 тысяч тонн тяжелых нефтепродуктов – то есть в два-три раза больше, чем вылилось с 13 ноября, когда после появления на корпусе "Престижа” трещины из него стала вытекать нефть».

«На северо-западное побережье Испании надвигается уже третья волна "черного прилива”. Огромные нефтяные пятна диаметром в 10 километров находятся в 250 километрах от Галисии. Кроме того, вблизи берега остаются два десятка пятен поменьше».

«На месте, где затонуло судно, сейчас образовалось огромное нефтяное пятно площадью в тысячу квадратных километров.

батискаф "Наутиль” в очередной раз совершает погружение к "Престижу”. в корпусе танкера обнаружено 14 пробоин – много больше, чем было определено при первых осмотрах. В результате, количество вытекающей нефти на несколько порядков превышает ту, которая была объявлена раньше».

«ежедневно приблизительно 80 тонн канцерогенных нефтепродуктов просачивается из носовых трещин и около 45 тонн – из кормовых. В общей сложности это составляет от 120 до 125 тонн в день. Огромные пятна появляются тут и там, наводя ужас то на Испанию, то на Португалию, а то и вовсе на Францию».

«тысячи добровольцев, приехавших со всех краев Испании, и военнослужащие разных родов войск работают не только в Галисии, получившей первый удар "черного прибоя”, но и в соседних с ней автономных областях, побережье которых также загрязнено нефтью с "Престижа”. Приехали спасатели из Бельгии и Великобритании. Но их попытка применить технику потерпела неудачу. Машины не в силах перекачивать вязкую массу из мазута, песка и камней. Студенты и солдаты, рыбаки и домработницы вручную, используя самодельные приспособления, собирают нефтяные комья. Они дышат ядовитой смесью – респираторы мало помогают, да и много ли в них наработаешь. Не хватает лопат; умельцы приспосабливают вилы, обмотанные мешковиной. Едва  отразив две первые атаки, страна готовится встретить третью волну  "черного прилива”».

 

«Всё работает против нас»

 

«Все работает против нас – и  ветер, и течение, которые несут пятно прямо на берег», – сказал  галисийский рыбак Энрике Лопес Вега.

Тысячи рыбаков и сборщиков моллюсков остались без работы. Две с половиной тысячи рыболовецких судов не выходят на промысел. Под угрозой сама судьба рыбацких поселков, жители которых могут вовсе лишиться работы.

опасаясь заражения потребителей, испанские власти запретили вести здесь лов рыбы, сбор моллюсков и других продуктов моря. на местных рынках цены на привозные продукты моря выросли раза в три. Правительство испании приняло решение в течение полугода выплачивать лишившимся заработка рыбакам компенсацию – по 1200 евро ежемесячно.

рыбаки и сборщики моллюсков требуют от властей более решительных мер для ликвидации последствий экологического бедствия и большей компенсации. Они выходят на демонстрации под лозунгами: «Правительство в ответе за то, что случилось», «Четвертая катастрофа за последние 25 лет», «До каких пор проржавевшие танкеры будут ходить мимо наших берегов?».

Эксперты пытаются оценить ущерб, нанесенный региону в результате крушения танкера «Престиж». Назывались суммы в 42 миллионов евро, в 90 миллионов долларов. Потом, когда стало ясно, что эти суммы явно не отражают масштаба ущерба, они выросли в десятки раз и прогнозы стали куда менее определенными: «Авария танкера "Престиж” будет стоить огромных денег».

Власти Испании пытаются найти виновных, чтобы те, на ком лежит ответственность за бедствие, оплатили меры по очистке. Они заявили, что ответственность за экологическую катастрофу несет греческая компания – хозяин затонувшего танкера. Представители компании-судовладельца возлагают вину на перестраховавшихся португальцев.

Члены Евросоюза тоже решают, кто понесет ответственность за случившееся. Еще три года назад  судно было признано опасным, но, несмотря на это, его отправили в плаванье. Впрочем, в мире около половины из десяти тысяч находящихся в эксплуатации танкеров уже довольно старые – настоящие бомбы замедленного действия.

представитель Евросоюза заявил, что «танкеры типа "Престижа” должны исчезнуть не только в Европе, но и во всем мире». ЕС уже принял решение, согласно которому нефтеналивные суда однокорпусного типа должны быть списаны. Европейская комиссия опубликовала «черный список» торговых судов и танкеров, не отвечающих стандартам безопасности. Им запрещено заходить в территориальные воды стран-членов ЕС. В списке 66 танкеров, 26 из которых под турецким флагом, 12 – под флагами стран Карибского бассейна и 9 – под флагом Камбоджи.

Испания и Франция договорились поставить под жесткий контроль все танкеры, входящие в их 200-мильные экономические зоны, и запретить вход в них устаревших танкеров, не имеющих двойного корпуса, которые построены свыше 15 лет назад. к этому двустороннему соглашению присоединились Италия и Португалия.

Однако власти этих стран не могут запретить потенциально опасным судам проходить Ла-Манш и Гибралтарский пролив и заходить в порты других государств. Более того, сами испанские власти делают далеко не все, чтобы избежать подобных катастроф. в конце ноября в испанских портах побывало 35 не отвечающих нормам безопасности танкеров из 66, внесенных в «черный список» Еврокомиссии.  Лишь в четырех случаях испанская морская инспекция заставила экипажи устранить неисправности. В остальных случаях, хотя неисправностей было отмечено до 38, инспекторы выпускали эти суда из испанских портов  без их устранения.

Испания намеревается обратиться в Международную морскую организацию с просьбой ускорить реформы международного морского законодательства в области перевозки опасных и загрязняющих грузов и покончить с этими «экологическими бомбами», чтобы не повторялись катастрофы, аналогичные вызванной «Престижем».

 

А что потом?..

 

В холодной глубине океана лежит на дне бывший танкер «Престиж». Теперь это – две груды металла, потрескавшиеся резервуары, наполненные тяжелым и густым мазутом. Ему бы гореть в топках электростанций, принося людям свет и тепло, а он ядовитыми струями выползает вверх, к поверхности океана, выплескивается на берег отвратительным черным приливом, отравляя жизнь везде, куда он попадает. И долго ли быть этой напасти, долго ли еще многие тысячи людей, вдыхая загаженный воздух, будут собирать вонючую жижу в ведра, в мешки, свозить в отстойники, закапывать в ямы?

Простая арифметика показывает, что при сохранении нынешних темпов утечки топлива из трюмов танкера оно будет сочиться еще, по крайней мере, года полтора. По другим обоснованным оценкам – не менее трех лет. Кто возьмется подсчитать убытки, которые еще принесет катастрофа танкера с гордым именем – «Престиж»?

испанские власти озадачены выбором приемлемого варианта ликвидации последствий аварии. Каждый из них по технической сложности и масштабности предстоящих работ не имеет аналогов в прошлом.

Один из вариантов предусматривает заделку всех отверстий в корпусе разломанного надвое танкера с помощью роботов-манипуляторов и последующую откачку топлива на суда, удерживаемые над местом, где лежат останки «Престижа», через опущенные к проделанным отверстиям шланги.

Другой вариант – прикрыть эти останки сверху как бы огромной воронкой раструбом вниз, опять-таки со шлангом, выходящим на поверхность к судну-сборщику мазута. Рассматривается возможность с помощью взрывов ускорить вытекание нефти из отсеков.

Наконец, не исключается и третий вариант – сооружение саркофага над  лежащим на дне танкером. Для этого через шланги предполагается подавать цементный раствор, который, затвердевая, должен навсегда схоронить источник загрязнения.

В то же время французские ученые считают, что скачать с «Престижа» оставшуюся нефть, как это делалось в других случаях, невозможно, так как танкер лежит слишком глубоко. По той же причине его невозможно покрыть на дне саркофагом.

Наверное, при наличии соответствующего финансирования инженерная мысль способна найти оптимальное решение возникшей проблемы.

Но лучше бы не возникала необходимость затрачивать эти многомиллионные средства и титанические людские усилия на ликвидацию последствий техногенных катастроф, возникающих из-за того, что люди не могли – или не хотели – их предвидеть.

Черный прилив незвано приходит туда, где не приняты заблаговременные меры, исключающие возможность его появления.

Об этом думаю я, глядя на спокойное и ласковое Средиземное море.

Испанская провинция Галисия – она всего лишь направо за углом.

 

Декабрь 2002 г.

 

Послесловие

 

В результате аварии танкера «Престиж» в море вылилось около 64 тысяч тонн нефтепродуктов.

работы по извлечению оставшихся 13 тысяч тонн были закончены в начале сентября 2004 года. В этих целях использовались опускаемые под воду роботы, которые просверливали отверстия в корпусе затонувшего судна и устанавливали специальные клапаны. Через них при помощи других роботов резервуары затонувшего танкера соединялись с огромными баками, опущенными на дно. Заполненные баки всплывали на поверхность, где нефть перекачивали в обычный танкер.

В течение двух лет, прошедших после крушения «Престижа», выплачены все компенсации пострадавшим в результате экологической катастрофы, а также реализована большая часть проектов по восстановлению окружающей среды.

 

Сентябрь 2004 года
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Сайт создан в системе uCoz